Графический вывод
Приложение Bounce прошло стадию инициализации, и теперь все готово к графическому выводу. Однако сначала мы посмотрим, как в классах DirectDrawWin и DirectDrawApp организуется обновление кадров.
Класс CWinApp, базовый для DirectDrawApp, содержит виртуальную функцию OnIdle(), которая вызывается при отсутствии необработанных сообщений. Поскольку эта функция автоматически вызывается во время пассивной работы приложения, она хорошо подходит для обновления изображения на экране. Функция DirectDrawApp::OnIdle() выглядит так:
BOOL DirectDrawApp::OnIdle(LONG) { if (ddwin->PreDrawScene()) ddwin->DrawScene(); return TRUE; } |
Функция OnIdle() вызывает функцию DirectDrawWin::PreDrawScene() и в зависимости от полученного результата вызывает функцию DrawScene(). Функция OnIdle() всегда возвращает TRUE, потому что при возврате FALSE MFC перестает ее вызывать. Функция PreDrawScene() реализована так:
BOOL DirectDrawWin::PreDrawScene() { if (window_active && primsurf->IsLost()) { HRESULT r; r=primsurf->Restore(); if (r!=DD_OK) TRACE("can't restore primsurf\n"); r=backsurf->Restore(); if (r!=DD_OK) TRACE("can't restore backsurf\n");
RestoreSurfaces(); } return window_active; } |
Функция PreDrawScene() выполняет сразу две задачи. Во-первых, она следит за тем, чтобы для неактивного приложения не выполнялись попытки обновить изображение на экране. Во-вторых, она восстанавливает поверхности приложения в случае их потери.
Потеря поверхностей происходит из-за того, что DirectDraw выделяет занятую видеопамять для других целей. Потерянную поверхность можно легко восстановить, но лишь после того, как приложение станет активным, поэтому перед тем, как восстанавливать поверхности, функция PreDrawScene() ждет установки флага window_active (состояние флага window_active зависит от сообщений WM_ACTIVATEAPP, обрабатываемых функцией DirectDrawWin::OnActivateApp). После восстановления первичной поверхности и вторичного буфера вызывается функция RestoreSurfaces(). Она является чисто виртуальной функцией, которая должна быть реализована в производных классах. Сейчас мы рассмотрим ее возможную реализацию.
Так как функция OnIdle() вызывает DrawScene() лишь после проверки результата PreDrawScene(), DrawScene() будет вызвана лишь в том случае, если приложение активно, а первичная и вторичная поверхности не были потеряны.
Как и в полноэкранном варианте, для обновления экрана класс DirectDrawWin вызывает функцию DrawScene(). Ее реализация для оконных приложений отличается от полноэкранного варианта по двум причинам. Во-первых, поскольку в оконном приложении не выполняется переключение страниц, содержимое вторичного буфера приходится копировать на первичную поверхность. Во-вторых, местонахождение выводимых данных на первичной поверхности должно определяться текущим положением и размерами окна. Помните — первичная поверхность в данном случае изображает весь экран, а не только клиентскую область окна. Оконный вариант DrawScene() выглядит так:
void BounceWin::DrawScene() { ClearSurface( backsurf, 0 ); CRect client=GetClientRect(); int width=client.Width(); int height=client.Height(); x+=xinc; y+=yinc; if (x<-160 || x>width-160) { xinc=-xinc; x+=xinc; } if (y<-100 || y>height-100) { yinc=-yinc; y+=yinc; }
BltSurface( backsurf, surf1, x, y ); int offsetx=client.left; int offsety=client.top; RECT srect; srect.left=0; srect.top=0; srect.right=client.Width(); srect.bottom=client.Height(); RECT drect; drect.left=offsetx; drect.top=offsety; drect.right=offsetx+client.Width(); drect.bottom=offsety+client.Height(); primsurf->Blt( &drect, backsurf, &srect, DDBLT_WAIT, 0 ); } |
Функция DrawScene() выполняет две блит-операции. Первая копирует содержимое поверхности surf1 на внеэкранную поверхность, которая используется в качестве вторичного буфера. Обратите внимание на применение функции BltSurface(), рассмотренной нами выше. Автоматическое отсечение, выполняемое BltSurface(), позволяет произвольно выбирать позицию на поверхности surf1.
Вторая блит-операция копирует содержимое вторичного буфера на первичную поверхность. На этот раз используется функция Blt(), поскольку к первичной поверхности присоединен объект отсечения. Структуры srect и drect типа RECT определяют области источника и приемника, участвующие в блиттинге. Заметьте, что при вычислении области приемника используются переменные offsetx и offsety, в которых хранятся координаты клиентской области окна. Если убрать эти смещения из структуры drect, программа всегда будет выводить изображение в левом верхнем углу экрана независимо от расположения окна.
Графическим выводом в программе Switch занимается функция SwitchWin::DrawScene(). Она отвечает за подготовку кадра во вторичном буфере и переключение страниц, благодаря которому новый кадр отображается на экране. Код функции DrawScene() содержится в листинге 4.4.
Листинг 4.4. Функция SwitchWin::DrawScene()
void SwitchWin::DrawScene() { ClearSurface( backsurf, 0 );
BltSurface( backsurf, bmpsurf, x, y ); x+=xinc; y+=yinc; const CRect& displayrect=GetDisplayRect(); if (x<-160 || x>displayrect.right-160) { xinc=-xinc; x+=xinc; } if (y<-100 || y>displayrect.bottom-100) { yinc=-yinc; y+=yinc; } backsurf->BltFast( 0, 0, menusurf, 0, DDBLTFAST_SRCCOLORKEY | DDBLTFAST_WAIT ); UpdateFPSSurface(); if (displayfps) { int x=displayrect.right-fpsrect.right-1; int y=displayrect.bottom-fpsrect.bottom-1; backsurf->BltFast( x, y, fpssurf, 0, DDBLTFAST_SRCCOLORKEY | DDBLTFAST_WAIT ); } primsurf->Flip( 0, DDFLIP_WAIT ); } |
Черный цвет не гарантирован
По умолчанию DirectDraw резервирует два элемента палитры: для черного (индекс 0) и для белого (индекс 255). Поэтому обычно заполнение поверхности нулями равносильно ее заливке черным цветом. Тем не менее в палитрах, созданных с флагом DDSCAPS_ALLOW256, можно задавать все 256 элементов.
Функция DirectDrawWin::CreateSurface() при создании и установке палитры (когда необязательный аргумент use_palette равен TRUE) использует флаг DDSCAPS_ALLOW256, поэтому первый элемент в палитрах наших приложений может быть отличен от черного цвета. Флаг можно удалить, но это нарушит цветопередачу при отображении BMP-файлов, у которых первый и последний элементы палитры отличны от черного и белого цветов соответственно.
В программах этой книги используются BMP-файлы, для которых положение черного и белого цвета в палитре совпадает с принятым в DirectDraw по умолчанию. В этом случае растры будут правильно отображаться независимо от флага DDSCAPS_ALLOW256.
Другая причина, по которой первому элементу палитры следует назначать черный цвет, в том, что первый элемент палитры совпадает с цветом, используемым на экране за пределами нормальной области рисования (overscan color — цвет внешней рамки).
Давайте посмотрим, как в программе SuperSwitch реализована функция DrawScene(). Она похожа на одноименную функцию из программы Switch, за исключением того, что при выборе видеорежима новая версия должна отображать поверхность со списком частот. Функция DrawScene() выглядит так:
void SuperSwitchWin::DrawScene() { ClearSurface( backsurf, 0 );
BltSurface( backsurf, bmpsurf, x, y ); x+=xinc; y+=yinc; const CRect& displayrect=GetDisplayRect(); if (x<-160 || x>displayrect.right-160) { xinc=-xinc; x+=xinc; } if (y<-100 || y>displayrect.bottom-100) { yinc=-yinc; y+=yinc; } backsurf->BltFast( 0, 0, modemenusurf, 0, DDBLTFAST_SRCCOLORKEY | DDBLTFAST_WAIT ); if (ratemenu_up) { DWORD w,h; GetSurfaceDimensions( ratemenusurf, w, h ); backsurf->BltFast( (320-w)/2, (200-h)/2, ratemenusurf, 0, DDBLTFAST_WAIT ); } UpdateFPSSurface(); if (displayfps) { int x=displayrect.right-fpsrect.right; int y=displayrect.bottom-fpsrect.bottom; backsurf->BltFast( x, y, fpssurf, &fpsrect, DDBLTFAST_SRCCOLORKEY | DDBLTFAST_WAIT ); } primsurf->Flip( 0, DDFLIP_WAIT ); } |
Код, отображающий меню частот, расположен внутри кода меню видеорежимов (потому что меню частот выводится поверх меню видеорежимов). Присутствие меню частот определяется состоянием флага ratemenu_up. При выводе поверхность меню частот выравнивается по центру поверхности меню видеорежимов.
Функция DrawScene() обновляет экран в зависимости от состояния логической переменной update_screen. Если переменная update_screen равна FALSE, предполагается, что содержимое первичной поверхности не устарело, и делать ничего не нужно. Функция DrawScene() выглядит так:
void BmpViewWin::DrawScene(){ if (update_screen && bmpsurf) { ClearSurface( backsurf, 0 ); BltSurface( backsurf, bmpsurf, x, y ); primsurf->Flip( 0, DDFLIP_WAIT );
update_screen=FALSE; } } |
Поскольку текущее положение поверхности рассчитывается в другом месте программы, а функция BltSurface() при необходимости автоматически выполняет отсечение, функция DrawScene() реализуется просто. Если переменная update_screen равна TRUE и существует поверхность для вывода, экран обновляется. Если поверхность не заполняет экран целиком, содержимое вторичного буфера стирается; если заполняет, то в стирании буфера нет необходимости. Затем функция BltSurface() копирует поверхность на вторичный буфер, а функция Flip() отображает изменения на экране. После того как обновление будет завершено, переменной update_screen присваивается значение FALSE.